Есть два основных действия, которые необходимо выполнить перед планированием любой дальней дороги: осмотреть колёса на предмет повреждений и проверить давление. Расскажем чуть подробнее о каждом и объясним, почему следить за этими показателями важно.
Покрышки должны иметь протектор по сезону, а рисунок хотя бы на одной оси должен совпадать. Важны также состояние протектора и возраст самих шин. Не просто так ГОСТ 4754-97 определяет срок хранения и эксплуатации легковых шин на пятилетний период. Со временем колёса теряют эластичность — «дубеют». И старые шины на высокой скорости при попадании в яму могут просто треснуть. Никакая заплатка после этого не поможет. Ну а стёртый протектор не только способен привести к фатальной ситуации на мокрой или скользкой дороге, но и максимально восприимчив ко всем острым предметам. А совсем «лысое» колесо, да ещё и с обнажённым кордом, может просто взорваться на ходу.
Нельзя пропускать и вздутия на боковинах покрышки — «грыжи». Чаще всего в их появлении виноват заводской брак или попадание в большие выбоины на дороге. Такие повреждения вредят ступичным подшипникам и подвеске, а ещё «шишка» может лопнуть во время езды с непредсказуемыми последствиями.
Но перед поездкой нужно не только осмотреть колёса, но и проверить давление в шинах. Сделать это можно в шиномонтаже или самостоятельно, например, на заправке, где есть установка подкачки колёс. Требуемое давление для покрышек обычно указывается на специальном стикере — он находится либо на водительской двери, либо на стойке кузова автомобиля. Не стоит экспериментировать, не докачивать или перекачивать шины, это приводит к изменениям в поведении автомобиля. Обращайте внимание не только на размерность установленных шин, но и на количество пассажиров и груза — в зависимости от ситуации необходимое давление может быть разным, такую информацию можно найти в инструкции по эксплуатации.
В заводской комплектации автомобиля чаще всего предусмотрен минимальный ремонтный набор — запаска, домкрат и специальный гаечный ключ, он же «баллонник». Не пренебрегайте этими инструментами и не занимайте место запасного колеса другими предметами. К этому набору хорошо бы приобрести компрессор, а в дальней дороге может пригодиться и ремкомплект, который состоит из нескольких жгутов, особого шила и клея.
Инструкция по использованию ремкомплекта: берёте шило, насаживаете на него жгут и смазываете клеем; потом протыкаете повреждённое место шилом, чтобы жгут попал внутрь покрышки. Затем не спеша вытаскивайте шило, жгут при этом должен сложиться пополам и перекрыть отверстие, а клей — загерметизировать его. Через 5–10 минут после ремонта оставшуюся часть жгута можно срезать.
Некоторые автопроизводители отходят от оснащения машин запасным колесом или докаткой, а кладут вместо этого специальный герметизирующий состав и компрессор. Он заливается внутрь колеса и герметизирует отверстие изнутри. Другие компании пошли ещё дальше и отказались от запаски в привычном понимании, оснастив свои автомобили резиной с усиленной боковиной. Эта технология называется RunFlat, и она позволяет передвигаться на полностью спущенном колесе до 50 километров на скорости до 80 км/ч. Колесо при этом не теряет формы и визуально остаётся в норме даже при нулевом давлении внутри.
Лопнувшую на ходу покрышку сложно не услышать и не заметить во время движения, но с небольшим проколом ситуация сложнее. Обращайте внимание на поведение машины и звуки, доносящиеся из-под колёс. При снижении давления в колесе машину начинает вести в сторону, а при полном отсутствии воздуха в покрышке чувствуется заметная вибрация и все неровности полотна ощущаются отчётливее, потому что бьют преимущественно по диску.
Помочь идентифицировать проблему могут датчики контроля давления в шинах — ими оснащаются многие современные автомобили. При значительном падении давления система выведет на приборную панель индикатор спущенного колеса — это повод остановиться и всё проверить. Если услышите шипение, прокол точно есть. Чтобы точнее локализовать повреждённое место, можно побрызгать на колесо водой — в месте прокола вода начнёт пузыриться.
Если вы пробили колесо вдали от цивилизации, не паникуйте. На шинах RunFlat спокойно сможете доехать до ближайшего шиномонтажа, соблюдая скоростной режим и меры предосторожности. Однако на автомобилях с обыкновенными шинами такой трюк не пройдёт.
Если колесо спустило полностью и не получается накачать его компрессором, то максимальное расстояние, которое вы можете преодолеть без повреждения диска и шины, — около двух километров. При этом не стоит ехать быстрее 40 км/ч. Также нужно включить аварийную сигнализацию и двигаться как можно ближе к обочине, чтобы не создавать помех другому транспорту.
Если в дороге ловит сеть и вы понимаете, что самостоятельно решить проблему не получится, то можете вызвать мобильный шиномонтаж или эвакуатор. Он довезёт до ближайшего сервиса. Но расценки на такие услуги обычно кусаются, а ещё — помощь вряд ли приедет быстро. Если же сеть не ловит, придётся просить помощи у других автомобилистов. Попробуйте «поймать» проезжающих мимо: у кого-то наверняка окажется ремкомплект или телефон в сети.
Хорошо, если запасное колесо тоже едет в путешествие. Тогда проблема пробитой покрышки не превратится в головную боль. Поменять проблемное колесо на запаску можно быстро, если соблюдать все правила и меры предосторожности. При работе в тёмное время суток обязательно надевайте жилет со светоотражающими элементами и всегда выставляйте знак аварийной остановки на требуемом расстоянии (не менее 15 метров в населённом пункте и не менее 30 метров вне его).
Порядок действий при замене колеса: