Моргнуть дальним светом, предупреждая о засаде ГИБДД

Предупреждение встречных водителей дальним светом фар действительно может обернуться штрафом! Впрочем, в таких ситуациях инспекторы ГИБДД часто слишком вольно толкуют правила. Причём в свою пользу. Потому что в Правилах дорожного движения прямого запрета на предупреждение едущих навстречу водителей нет.

Казалось бы, что не запрещено, то разрешено. Но в правилах говорится, что дальний свет должен быть переключён на ближний в следующих случаях:

  • в населённых пунктах, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

Таким образом, нельзя включать дальний свет, когда кто-либо едет навстречу. Исключение сделано для ситуаций, когда водитель хочет предупредить встречный транспорт, что дальний свет его ослепляет.

При этом в запрете никак не оговаривается время суток, в которое он действует. Таким образом, если навстречу едут машины, включать дальний свет нельзя — ни днём, ни ночью. За это нарушение предусмотрена ответственность по статье 12.20 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки». Она предусматривает предупреждение или штраф 500 рублей.

Поморгать дальним, чтобы уступили дорогу

Дальним светом часто пользуются ещё и в тех случаях, когда просят медленных водителей в крайней левой полосе уступить дорогу. В позапрошлом году огласке была предана история, когда за рулём слишком медленного гражданского автомобиля оказался сотрудник ГИБДД, который за такую «просьбу» выписал поморгавшему водителю штраф! И эту ситуацию стоит разобрать подробнее. Если дело происходило на дороге, где встречные полосы отделены отбойником либо встречные машины отсутствовали, то инспектор был неправ.

В правилах чётко прописано, что для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться ещё и световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет. Но только вне населённых пунктов. Так что, если всё-таки встречных, которых можно ослепить, не было, то водитель пользовался фарами по правилам: он предупредил об обгоне. А мог он его совершить или нет — это уже другой вопрос.

Поблагодарил «аварийкой»

Мигнуть аварийкой в знак благодарности или извиниться за ошибку считается хорошим тоном и давно вошло в практику. Некоторое время назад водители даже считали, кто сколько «спасибо» собрал. Подпадают ли такие действия под статью 12.20 КоАП как нарушение правил пользования аварийной сигнализацией?

В ГИБДД пояснили, что — нет, не подпадают. Запретов на включение аварийной сигнализации в ПДД не предусмотрено. Однако ситуации, в которых за использование аварийной сигнализации всё же можно получить штраф, существуют. Например, при остановке автомобиля в неположенном месте, даже если такая остановка вынужденная. В этой ситуации должна быть включена аварийная сигнализация и — обязательно! — выставлен знак. Если знак не выставлен, то получить штраф по статье 12.20 вполне реально.

Кстати, регулярно нарушают правила применения аварийной сигнализации водители общественного транспорта. Некоторые из них, когда останавливаются на остановке для посадки/высадки пассажиров, включают аварийку. Это неправильно. Включение аварийной сигнализации предусмотрено для посадки и высадки только детей, и только для автобусов, имеющих знак «Перевозка детей».

Общественный транспорт на остановке для посадки/высадки пассажиров должен мигать правыми поворотниками и не вводить в заблуждение других водителей.

Левый поворотник перед выездом на круг

Частая ситуация: при выезде на круг водители включают левый поворотник. Это кажется логичным, так как они вклиниваются в поток, который движется слева. Особенно логично это для тех, кто не собирается воспользоваться первым съездом с круга. Но нюанс в том, что машина при выезде на круг совершает именно правый поворот. И в этой ситуации водитель должен сначала включить правый поворотник, а затем, выехав на круг, переключиться на левый.

Примечательно, что такая задача есть даже в билетах теоретического экзамена на получение водительского удостоверения. И за такое нарушение предусмотрено наказание частью 1 статьи 12.14 КоАП «Невыполнение требования правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой». За это водителю могут вынести предупреждение или выписать штраф в размере 500 рублей.

Использование нештатного навигатора

Водители активно и постоянно используют различные гаджеты — например, навигаторы, видеорегистраторы, радар-детекторы. Вопрос только в том, где это всё разместить, чтобы было удобно пользоваться. Многие крепят приборы прямо к лобовому стеклу, и за это их могут оштрафовать.

Согласно пункту 7.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, ездить на машине нельзя, если установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Телефон, висящий на присоске, прикреплённой к стеклу, однозначно ограничивает обзор, поэтому таких водителей могут наказать по части 1 статьи 12.5 КоАП — их ждёт предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Перевозка непристёгнутой собаки

В интернете неоднократно описывали случаи, когда сотрудники ГИБДД якобы штрафовали водителей за непристёгнутую ремнём безопасности собаку. Если такое и случилось, то это явный пример злоупотребления полномочиями.

Дело в том, что согласно статье 12.16 водителя можно оштрафовать на 1000 рублей за перевозку непристёгнутых пассажиров. При этом в Госавтоинспекции пояснили, что собака, равно как и коты, попугаи, морские свинки или хомячки, к пассажирам не относятся. Это груз! А требований пристёгивать груз в правилах нет.

Прогрев машины

Зимой машины часто прогревают прямо во дворах. И хотя большинство автопроизводителей уже не просят прогревать двигатели перед эксплуатацией, многие водители продолжают этим заниматься. Часто можно увидеть и транспорт, который ожидает пассажиров во дворе и стоит с работающим двигателем. Ну а если в машине есть автозапуск, то встретить её утром работающей на полную катушку — проще простого!

Однако такие действия нарушают Правила дорожного движения и за них предусмотрен штраф. Пункт 17.2 говорит о том, что в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Под стоянкой с работающим двигателем подразумевается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. То есть греть машину более 5 минут нельзя.

Согласно пункту 17.4 ПДД, эти требования распространяются и на дворовые территории.

Поэтому, если через пять минут машина не будет заглушена или не покинет парковочное место, то водителю грозит штраф по статье 12.28 КоАП в размере 1,5 тысячи рублей. А для Москвы и Санкт-Петербурга он будет вдвое выше — 3 тысячи рублей.

Правда, в реальности за прогрев машины водителей редко привлекают к ответственности. Потому что доказать факт работы мотора более пяти минут на стоящей машине очень сложно. Чаще в дворе можно получить штраф за сквозной проезд, однако и он будет законным только в том случае, если на въезде установлен соответствующий запрещающий знак.

К списку статей

ЗАЯВКА

Проверка

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения

ОТПРАВИТЬ
Появился вопрос?
Связаться с нами

Позвонить

WhatsApp

Вконтакте

Это самый лучший способ получить быстрый ответ!